Гільдія редакторів-ветеранів ЗМІ Сумської областіСереда, 20.09.2017, 04:48

Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Каталог файлів | Реєстрація | Вхід
Меню
Категорії розділу
Пожовклі сторінки [9]
Наші захоплення
На своїй хвилі
Радио онлайн
Курс гривні
КОНВЕРТЕР ВАЛЮТ
Форма входу

Головна » Файли » Пожовклі сторінки

Результати моніторингу газети "Вісті Роменщини" 10.09.2004
23.12.2011, 12:53
Результати системного моніторингу Роменської комунальної газети "Вісті Роменщини" на предмет доступу депутатів місцевих рад згідно чинного законодавства до шпальт комунальних видань; дотримання журналістами етичних стандартів у висвітленні означених проблем та обєктивного представлення позицій громадськості, подачі альтернативних точок зору.

Соучредители издания:

—районная государственная администрация;

—районный и городской советы;

—трудовой коллектив редакции.

Выходит по средам и субботам. Задекларированный тираж 8,200 экземпляров.

Редактор—Дмитрий Правдюк.

Выборка: в мониторинг попали номера газеты с 1 января по 30 июля 2004 г.

1. Доступ депутатов местных советов согласно действующего законодательства к страницам коммунальных изданий.

Депутаты городского и районного совета представлены на страницах «Вестей Роменщины« слабо. В течении полугода в газете было опубликовано лишь несколько материалов депутатов. Так в №10 размещена небольшая заметка депутата горсовета Татьяны Лисненко под рубрикой «Местное самоуправление«. Около половины заметки посвящено проблемам на улицах, входящих в депутатский округ. Вторая половина посвящена отстаиванию необходимости политической реформы в Украине. В №21 размещена небольшая статья депутат горсовета Ивана Лыхицького, призывающего голосовать за кандидата в мэра Николая Калашника (в мае в Ромнах состоялись внеочередные выборы городского головы). Тот же депутат в №32 разместил материал о работе базы, которую возглавляет. В этом же номере опубликован материал главного специалиста по работе с депутатами горсовета Натальи Киреевой о работе депутатских комиссий. В №34 опубликованы выступления двух председателей депутатских комиссий—Е.Гарькавого и В.Кульбачного по поводу проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Гораздо больше на страницах газеты представлен народный депутат от Ромен Иван Решняк. Он фигурирует в большинстве поздравлений с профессиональными праздниками. В №1 опубликовано интервью с ним, в № 16 помещен отчет о встрече депутата с представителями СМИ. При этом дух статьи очень положительный: «Цю зустріч представники мас-медіа «охрестили« подією справді історичною ваги, початком нової епохи у відносинах між народним депутатом і засобами масової інформації регіону«. В №22 заметка о подарке народным депутатам автомобиля «Газель« для школы-интерната. В №43 рассказывается о встрече нардепа с журналистами-аграриями.

Что касается освещения работы сессий местных советов, то после каждой из них в газете появлялся небольшой материал примерно схожего содержания. Указывались основные вопросы, вынесенные на сессии, список выступавших, иногда с тезисами докладов. Часто в материалах упоминалось о вопросах депутатов, но без упоминания конкретных фамилий. Материалы с сессии областного совета обычно были чуть объемней, но имели туже структуру.

2. Соблюдение журналистами этических стандартов в освещении проблем.

Наибольшие проблемы «Вести Роменщины« имели с сбалансированным освещением событий общественно-политической жизни. Это касалось как местных, так и всеукраинских событий. На местном уровне эта проблема особенно ярко проявилась во время выборов мэра Ромен. В ходе предвыборной компании имелось подавляющее преимущество властного кандидата, и.о. городского головы Николая Калашника. С момента его регистрации кандидатом в мэры (об этом сообщалось в №11) количество материалов о нем резко увеличилось. Если сперва это были материалы о его деятельности на занимаемой должности, то чем ближе к дате выборов, тем больше стало появляться откровенно агитационных материалов. Так в №16 было размещен материал о пресс-конференции Н.Калашника, где он подверг критике своих оппонентов, правда не называя конкретных фамилий: «Вибори для окремих осіб давно вже стали однією з різновидностей бізнеса«. Однако, учитывая что от оппозиции на выборы шел лишь один кандидат—Алексей Биловол, то цель критики легко угадывалась.

В №17 было размещено сразу несколько статей о Н.Калашнике. Он встречался с представителями ветеранских организаций и пообещал решить их проблемы. Участвовал в заседании по борьбе с преступностью. В этом же номере опубликованы программы и фотографии всех трех зарегистрированных кандидатов на пост мэра. Каждому было уделена одинаковая площадь. В №18 были размещены статьи об участии Н.Калашника в праздновании масленицы и о посещении им городских учебных учреждений. В сдвоенном №19-20 был размещен материал о проведенной Н.Калашником горячей телефонной линии. В №21 вышел материал о праздновании 8 марта с фотографией Н.Калашника, интервью с бывшим мэром Ромен Николаем Лавриком, призвавшим голосовать за Н.Калашника «альтернативи М.К. Калашнику я не бачу«, материал депутат горсовета Ивана Лыхицького в поддержку Н.Калашника «в разі обрання міським головою він зуміє створити команду однодумців«, а также благодарность Н.Калашнику от жителей дома, где после вмешательства и.о. мэра восстановили водоснабжение «Тепер і ми з водою в квартирі. Спасибі, Миколо Кириловичу«.

Подавляющее преимущество Н.Калашника по количеству публикаций продолжалось и дальше. Так в №22 было размещено сразу три информации о Н.Калашнике: о том, как он помог больнице, о поддержке его кандидатуры коллективом тюлево-гардинной фабрики, также за Н.Калашника высказались в открытом письме несколько председателей квартальных комитетов «Щоб у нашому місті бів порядок, а в домах добробут—віддамо свої голоси за М.К.Калашника«. В противовес этому имелась краткая заметка о встрече А.Биловола и поддерживавшего его народного депутата Юрия Луценко с избирателями. В №23 снова размещено интервью с Н.Калашником, а также статьи о поддержке его кандидатуры ветеранами. В №24 редакционная статья позитивного содержания об Н.Калашнике. Также размещены обращения депутатов и воинов-афганцев, призывающих голосовать именно за Н.Калашника. Материалы о горисполкоме с упоминанием Н.Калашника, заявление ряда организаций политических партий о поддержке Н.Калашника. Всего одна маленькая заметка члена КПУ Клавдии Щебетун с призывом голосовать за Биловола. В сдвоенном №25-26 снова материал о Н.Калашнике, три заметки в его поддержку и один критический материал об А.Биловоле, как ответ на заметку К.Щебетун. Заголовок: «Чи й не керівник!«. В ней утверждается, что по вине А.Биловола развалилось сельскохозяйственное предприятие, которым он руководил. Также в номере размещены равного размера обращения все троих кандидатов.

Как известно, выборы В Ромнах происходили в напряженной обстановке. Поддержать А.Биловола в город приезжали лидеры оппозиции, собравшие многотысячный митинг. За день до голосования А.Биловол был лишен регистрации решением суда, что также привело к массовым акциям протеста. Однако все эти событие не нашли своего отображения в газете. В №27 было лишь опубликовано уведомление об избрании мэром Ромен Н.Калашника, а в №28 его уже поздравляли с избранием на пост мэра, в №30 газета сообщила о том, что сессия горсовета подтвердила полномочия нового городского головы. Таким образом можно с полной уверенностью утверждать, что в ходе выборов мэра газета «Вести Роменщины« не подавала сбалансированной информации об их участниках, отдавая заметное преимущество провластному кандидату.

Схожая ситуация и с освещением общественно-политических событий в стране. Материалы об этом размещались на полосе «Регион: газета в газете«, централизованно размещаемой по всем коммунальным газетам области. В №15 появилась статья «Запад мечтает устроить в Украине «революцию«. В ней утверждалось, что США пытается активно вмешиваться во внутриполитическую ситуацию в стране, оказывая при этом поддержку Виктору Ющенко и его блоку «Наша Украина«. В статье несколько раз применялся оборот «нашисты« применительно к сторонникам этой политической силы. Для иллюстрации общей тональности статьи такой отрывок: «На перші позіції там (в «Нашей Украине«) самовисунулися фінансові й промислові ділки з тугими портфелями й розпливчастими через бізнесове минуле прізвищами.« В №18 также на полосе «Регион« была размещена статья, критикующая блоки «Наша Украина« и Юлии Тимошенко за отказ войти в коалицию по поддержке единого кандидата. «І коли громада підтримає цей курс, а не піде за різними «лже-мессіями«, які ведуть нас, насправді, не в Європу, а на історичні манівці, коли ми разом візьмемося до справи, тоді буде в нас лад і добробут«. В №21 размещена перепечатка статьи из российской газеты «Известия« с критикой «Нашей Украины« и БЮТ за противодействие конституционной реформе. Снова употребляется термин «нашисты«.

В №30 размещен материал о форуме в поддержку конституционной реформы, где излагалась ее необходимость. В №33 была размещена статья «Неминуемость реформы«, где утверждалось, что конституционная реформа очень необходима Украине и будет обязательно проведена. В №49 размещена перепечатка статьи из «Президентского вестника«, где снова критике подвергается политика США в отношении Украины. Также негативно оцениваются В.Ющенко и СМИ, поддерживающие оппозицию. Например, приводится факт, что собственник и редактор «Украины молодой« является односельчанином В.Ющенко. В сдвоенном №51-52 размещена хвалебная статья о перспективах политреформы и экономическом росте в Украине. Рядом небольшая заметка о преимуществах бюджета для рядового украинца с критикой В.Ющенко. В №53 еще одна перепечатка из «Президентского вестника«. Статья называется «От лукавого« и содержит прямую критику В.Ющенко. В №56 размещена статья о поддержке кандидатуры Виктора Януковича Россией. В статье утверждается, что В.Ющенко, если станет президентом, разрушит отношения с Россией. За все это время в газете не было размещено ни одной статьи с мнением противников конституционной реформы. Также не было представлено мнение представителей оппозиционных партий, критикуемых в газете.

Что касается подачи в материалах «Вестей Роменщины« оценок независимых экспертов, то такая категория практически отсутствовала. Подавляющее большинство материалов представляли собой изложение одной точки зрения, в основном чиновничьей. В каждом номере газете выходило одна или несколько статей, написанных различными местными чиновниками. Как правило, информация в таких статьях носит отчетно-оптимистический характер, практически не содержит критики. Случаи возникновения дискуссии очень редки и то носят характер межведомственного конфликта, как например статья в №4 «Сапожник шьет сапоги…«, в которой заведующая центральной районной аптекой критикует местный узел почтовой связи за продажу лекарств через почтальонов.

В собственных материалах журналисты газеты редко отделяли факты от личных оценок. Особенно это касалось материалов, посвященных выборами городского головы, где позитивное отношение журналистов было ясно заметно в статьях, посвященных провластному кандидату. Для иллюстрации этого достаточно привести несколько названий статей о деятельности тогда еще и.о. мэра Николае Калашнике: «Есть проблемы, есть и работа« в №19-20, «Крепка община руководителем« в №23, «Николай Калашник—это профессионализм, порядочность, человечность« в №24, «Н.Калашник: Не имею права на ошибку« в №25. Во всех этих материалах факты деятельности руководителя города оценивались журналистами исключительно позитивно. Эта положительная оценка деятельности мэра и составляла главное содержание статей.

Ярким примером манипуляции фактами служит отражение в «Вестях Роменщины« конфликта вокруг создания Сумского национального университета. События в областном центре, приобретшие всеукраинский резонанс, освещались в Ромнах очень скупо. В №34 была дана информации о том, что президентом подписан указ о создании СНУ. Затем в №58 появляется статья-перепечатка из газеты «Сумщина«, в которой протестующие студенты исключительно критикуется, в создавшиеся ситуации обвиняются оппозиционные политические силы, а сама идея СНУ приветствуется. То есть конфликт освещается однобоко. То же самое касается статьи в №44 об уходе в отставку мэра Мукачево Э.Нусера или статьи в №27, касающейся конфликта в Национальном союзе писателей.

Публикация писем читателей ведется в газете не часто. В основном это благодарственные письма от жителей чиновникам, разрешившим те или иные их проблемы. Сразу пять писем опубликованы в №43, два из них от чиновников. Весьма письма подписаны и их содержание позволяет надеяться, что написаны они реальными, а не виртуальными, читателями.

Социологические опросы в газете публиковались лишь раз. В №18, во время выборов городского головы, была напечатана статья «Кого видят роменчане городским головой«. В ней содержалась информация о телефонном опросе жителей города, который провели преподаватели предмета социология и студенты высших учебных заведений из Сум. В статье не указано каких именно вузов, зато комментарии давала Людмила Дзюбина, преподаватель Роменского техникума СНАУ. В статье было указано сколько респондентов опрошено—617, заявлется что это репрезентативная выборка. Согласно опросу почти три четверти роменчан поддерживали кандидата от власти Н.Калашника. Такие результаты заставляют усомниться в качественности и непредвзятости данного опроса, тем более, что в статье не указывалось точно кто его проводил.

Резонансных публикаций за это время в газете не было, несмотря на то, что в период компании по выборам мэра в Ромнах произошло сразу несколько событий, ставших известными по всей стране. Однако газета предпочла обойти стороной эти резонансные случаи.

3. Фактов позитивной оценки преступных или насильственных действий в газете не было.

Проблема скрытой политической рекламы является для «Вестей Роменщины« насущной. Так с начала года практически в каждом номере газеты выходили статьи под рубрикой «Программа правительства в действии«, в которых рассказывалось исключительно об успехах и достижениях правительства. В каждой статье обязательно упоминался и по несколько раз премьер-министр Виктор Янукович. Тематика статей была самой разнообразной: №5—заверения правительства, что лекарства дорожать не будут; №6—об утверждении украинского языка, как государственного в гуманитарной политике правительства; №8—о повышении пенсий; №10—о налоговой реформе; №14—о пенсионной реформе; №16—о ценах на хлебах; №21—о повышении зарплат; №23—о росте благосостояния граждан; №30—об улучшении уровня жизни украинцев; №31—о мерах по улучшению жизни в селе; №33—снова о повышении зарплат; №37-38—о преодолении бедности; №42—о проблемах ЖКХ; №44—о повышении прожиточного минимума и о заботе про ветеранов войны; №48—об остановке роста цен на топливо, обещалось дальнейшее снижение; №51-52—о социальной защите населения; №53—еще раз об увеличении зарплат; №55—о борьбе с безработицей; №57—о социальном прорыве; №59—о помощи правительства погибшим шахтерам.

Хотя все эти статьи формально были посвящены деятельности правительства, фактически они рекламировали премьер-министра Виктора Януковича, о намерениях которого участвовать в президентских выборах уже было известно. Также глава правительства регулярно поздравлял роменчан с профессиональными и иными праздниками. Ближе к официальному началу президентской компании ситуация только усугубилась. В №41 были напечатаны заметка о сборах в поддержку единого кандидата и биография В.Януковича. В №42 появилось обращение местных организаций ряда политических партий с призывом поддержать кандидатуру В.Януковича. В №43 был напечатан договор местных политических партий о совместных действиях по поддержке премьера на президентских выборах. Здесь же позитивный материал о визите В. Януковича в Россию. В №54 размещена статья об итогах работы правительства в первом квартале. В №55 подробно освещен визит В.Януковича на Сумщину—большая статья сразу с тремя фотографиями премьера. В №56 несколько материалов с фотографиями о поддержке единого кандидата. Здесь же статья о том, что Россия поддерживает кандидатуру В.Януковича. В №60 помещено обращение депутатов областного совета в поддержку В.Януковича.

Ни разу даже откровенно рекламные материалы о премьер-министре не были помечены, как политическая реклама и шли без отделения от журналистики. В тоже время не было ни одного рекламного материала и других кандидатов. Оппозиционные лидеры (в основном В. Ющенко) если и упоминались, то исключительно в отрицательном контексте. Стоит отметить, что значительная роль в газете отдавалась освещению деятельности президента Леонида Кучмы. Это касалось и статей—поздравлений с праздниками. Так в №11 было размещено большое выступление Л.Кучмы, посвященное борьбе с коррупцией, в №13 снова выступление Л.Кучмы на макроэкономические темы, а также материал о президентском выступлении перед иностранными послами. В №18 вышла статья о визите Л.Кучмы на Сумщину, в сдвоенном №19-20 вышло два больших материала на эту же тему с фрагментами из пресс-конференции для местных журналистов. В №49 есть статья о пресс-конференции президента в Киеве, а в №59 перепечатано интервью Л.Кучма газете «День«. Стоит отметить, что постепенно количество материалов о президенте сокращалось, место Л.Кучмы в газете занимал премьер-министр В. Янукович.

Аналогичная ситуация была и с отражением деятельности политических партий. В №14 под рубрикой «Позиция« был размещен большой материал об Аграрной. В №16 была напечатана статья о Дне Агарной партии на Сумщине, продолжение вышло в следующем номере. В №22 вышла статья о членах Аграрной партии. В №27 вышел большой материла о съезда Либеральной партии в Киеве. Достаточно часто (№18, 29) публиковались статьи о меценатской деятельности СДПУ(о). Ни разу информация о партиях не была помечена, как политическая реклама, хотя рекламный характер большинства материалов очевиден. В тоже время полностью отсутствуют упоминания о деятельности местных организаций оппозиционных политических партий, хотя имеют в Ромнах сильные позиции.

Общение с читателями через колонки редакторов в «Вестях Роменщины« не практикуется.

4. Объективное представление позиций общественности, представителей общественных организаций, бизнес-ассоциаций, оппозиционных политиков, подача альтернативных точек зрения.

Подача альтернативных точек зрения присутствует в ограниченном виде. Так например доступ к газете имеют и представители УПЦ МП и УПЦ КП. Публиковались поздравления с рождеством обоих конфессий (от КП в №1, от МП в № 3). Кроме того, в №2 был материал о визите патриарха Филарета, посвященный освящению церкви в селе Васильевка.

Мнения общественных организаций появлялись в газете нечасто, в основном в ходе освещения Круглых столов при горисполкоме. Например в №7 обсуждались проблемы женщин. В статье были приведены выступления нескольких чиновников, а также представителей четырех общественных женских организаций. В №8 был размещен материал о Круглом столе по проблемам молодежи. В статье цитировался лидер Молодежного национального конгресс Олег Медуница, призывавший молодых людей более активно самоорганизовываться.

Однако все это было скорее исключением, чем правилом, основными действующими лицами в публикациях «Вестей Роменщины« являлись чиновники, местные и областные. Это создало удивительное единодушие на страницах газеты, где практически не осталось места для дискуссий. О проблемах в статьях если и упоминается, то без анализа причин проблем и названия конкретных лиц или организаций, даже если это очевидно. Что касается оппозиционных политиков, то как уже отмечалось, доступ им на страницы газет закрыт. Поэтому имеется большая проблема с альтернативными точками зрения. Обычно в материале присутствует мнение чиновника и подразумевается, что оно единственно верное. Тоже касается материалов о деятельности городских предприятий, всегда позитивных. Создается впечатление, что о местных руководителях газета пишет, как о покойниках—либо хорошо, либо никак.

Комментарий главного редактора газеты «Вести Роменщины« Дмитрия Правдюка

Я положительно отношусь к Кодексу журналисткой этики, считаю его основные положения важными. Журналистскую этику мы учили еще в институте и стараемся ее придерживаться. Что касается работы Комиссии по журналисткой этике, то о ее работе знаю мало.

Информационное пространство области развивается достаточно быстрыми темпами и сейчас находится на нормальном уровне. Например, для городских и районных газет делается полоса «Регион«, которая значительно расширяет информационную картину газеты. Некоторым это не нравится, но я считаю, «Регион« нужен читателям.

На формирование общественного мнения в регионе больше всего влияют СМИ и органы власти, меньше политические партии и общественные организации. Но больше люди верят СМИ, особенно коммунальным, которые. На мой взгляд, являются наиболее объективными в области.

У нашей газеты есть большой опыт сотрудничества с общественными организациями. В первую очередь это профсоюзы, в том числе и профсоюзы предпринимателей. Также работаем со спортивными и женскими организациями, общественными формированиями по охране порядка. Освещаем их деятельность, размещаем их материалы.

Моніторинг газети здійснено в рамках проекту «Підвищення професійних і етичних стандартів в трикутнику суспільних взаємовідносин: органи місцевого самоврядування – ЗМІ – громадські організації«, який здійснюється Центром досліджень регіональної політики за підтримкою Посольства Королівства Нідерландів в Україні.

Автор матеріалу: Владислав Івченко, журналіст газети «Данкор«.
Категорія: Пожовклі сторінки | Додав: ales | Теги: Вісті Роменщини
Переглядів: 811 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Київський час
Свята України
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Нас відвідали сьогодні
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 22
Наші друзі
Архів записів
Пошук по сайту
Copyright MyCorp © 2017 Безкоштовний хостинг uCoz